Методические указания по психологической подготовке

   Психологическая подготовка профессиональных спасателей может рассматриваться как основа психологического обеспечения устойчивости умений и навыков спасателя к воздействию экстремальных условий чрезвычайных ситуаций путем их поэтапно-планомерной адаптации в ходе выполнения специальных упражнений и тренировок условиях моделирования экстремальных факторов пожара, аварии, стихийного бедствия, катастрофы. Профессиональная психологическая подготовка спасателей осуществляется с помощью следующих способов и средств:
1. словесно-знаковым – рассказ, интервью и беседа о предстоящих трудностях и опасностях;
2. наглядно-чувственным – наблюдение за реальными событиями, показ видеофильмов, фотографий и т.д.;
3. тренажерным;
4. компьютерным.

Тематический расчет часов по психологической подготовке

темы

Наименование темы

Количество часов для классов

3 класс

2 класс

1 класс

Международный класс

№ занятия

К-во часов

№ занятия

К-во часов

№ занятия

К-во часов

№ занятия

К-во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Предмет психологии. Структура, задачи, методология.

1

2

2

Морально-психологический статус, социальное значение, функции и этика спасателя.

1,2

4

1,2

4

1

2

1

2

3

Характеристика личности спасателя, ее психологические свойства, психические состояния и способы влияния на них.

1,2

4

1,2

4

1

2

1,2

4

4

Психологическая подготовка спасателей к действиям в ЧС.

1,2

4

1-3

6

1-3

6

1-3

6

5

Психологические особенности поведения населения в ЧС. Модели общения спасателей в ходе работы с населением.

1,2

4

1,2

4

1,2

4

1,2

4

6

Психическая саморегуляция как средство повышения эффективности деятельности в экстремальных условиях. Психологическая реабилитация.

1,2

4

1,2

4

1-3

6

1-3

6

7

Психологические основы управленческой деятельности.

1

2

1,2

4

8

Методы управления психическим состоянием спасателя при действиях в ЧС.

1

2

1,2

4

1,2

4

9

Основы психологии труда. Психофизиологический отбор кандидата в спасатели.

1

2

1

2

1,2

4

1,2

4

10

Деловая игра.

1,2

4

1,2

4

1-4

8

1,2

4

11

Зачет.

 

2

 

2

Итого

28

30

40

40

   Мировой опыт подготовки спасателей показывает, что одним из наиболее эффективных средств обучения, является тренажерное. Построенное по принципу моделирования (имитирования) на каком-либо устройстве хода реального процесса или действия, оно имеет в сравнении с другими методиками практического обучения ряд преимуществ. В первую очередь, это экономичность и безопасность, возможность целенаправленно и в короткие сроки формировать необходимые качества, с высокой степенью эффективности поддерживать их длительное время на заданном уровне.
   Основным средством тренажерного обучения является тренажер. Тренажер – это учебно-тренировочное техническое устройство, воспроизводящее динамические и статические характеристики различных условий в форме рабочей среды, в которой и отрабатываются навыки и умения управления предметом обучения. 
   В наше время различают три основных типа тренажеров:
- имитаторы-тренажеры, используемые в целях обучения и тренировки специалистов в какой-либо области трудовой деятельности;
- имитаторы-макеты, необходимые на этапе проектирования систем «человек-машина», «человек-человек»;
- имитаторы-эмпирические модели, предназначающиеся для лабораторных исследований каких-либо аспектов трудовой деятельности.
   В свою очередь имитаторы-тренажеры используемые в целях обучения и тренировки специалистов подразделяются на:
- специальные тренажерно - имитационные устройства для отработки отдельных умений и навыков, их элементов с целью решения отдельных наиболее ответственных профессиональных задач;
- комплексные тренажеры - для отработки системы профессиональных действий в целом.

Яндекс.Метрика


Copyright © 2018. Administrator

Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только с согласия администратора