Автоматическая страховка

   Есть основания предполагать, что первым конструктором автоматического фрикционного тормоза в СССР был выдающийся изобретатель в области снаряжения для горных походов, инженер, известный альпинист, Виталий Михайлович Абалаков. Его тормоз-амортизатор стал первым в значительном к настоящему времени ряду разнообразных конструкций, речь о которых пойдет ниже.

   Острее всего потребность в автоматической страховке ощущалась в альпинизме. Это и понятно, потому идущий первым восходитель все время находится под угрозой возможного падения с большим фактором, а значит, возникновения значительных по величине динамических нагрузок на страховочное снаряжение.

   Это не означает, что автоматические тормоза-амортизаторы менее пригодны в других видах горных путешествий, на подземных маршрутах и при проведении сложных спасательных работ. Автоматическая страховка на любых видах вертикалях всегда повышает их безопасность.

   В частности, в советском кейвинге необходимость амортизаторов была осознана в результате применения в целях самостраховки стального троса. Результатом этого стала попытка создания навесочных демпферов, предназначенных для смягчения рывков на трос, и т.п.). С развитием же подземных восхождений значимость эффективных амортизаторов и в кейвинге еще более возросла.

   С другой стороны, всемирная популярность возникшей во второй половине ХХ века одноверевочной техники работы на вертикалях (SRT) тоже повлияла на активизацию интереса к амортизирующим устройствам.

   Однако более или менее серьезных обобщающих опыт конструирования и применения амортизаторов разработок до настоящего времени мне не известно.

   Первые упоминания об автоматической страховке, в частности, о тормозе Абалакова, можно найти в книге Б. Маринова” Проблемы безопасности в горах”, которую издали в Болгарии в 1973 и попавшей мне в руки в русском переводе 1981 года издания. До этого момента подавляющие массы советских туристов и альпинистов если и знали об амортизаторе Абалакова, то только понаслышке или по робкой публикации в "Советском спорте" тех лет.

   Трудно подсчитать, сколькими жизнями заплачено за медленное внедрение прогрессивных методов страховки. До сих пор даже специализированные фирмы по изготовлению страховочного снаряжения не балуют вертикальщиков богатым ассортиментом амортизаторов. Строителям же и монтажникам массовых профессий упорно предлагаются текстильные амортизаторы, демпфирующие энергию падения за счет разрушения нитяных сшивок между слоями простроченной на швейной машинке синтетической ленты. Их конструктивное несовершенство не позволяет рассматривать подобные амортизаторы в качестве сколько-нибудь серьезных устройств автоматической страховки при работе на местности. Хотя промышленным интересам текстильные амортизаторы вполне отвечают.

   Особенное значение применение амортизаторов имеет при проведении специальных видов спасательных работ в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций на высотных зданиях и сооружениях, где организация надежных точек закрепления линейного снаряжения зачастую превращается в проблему.

   В настоящее время изобретено значительное количество автоматических тормозов, как превосходящих тормоз Абалакова по своим эксплуатационным параметрам, так и уступающих ему. Появилась возможность выбирать те или иные средства автоматической страховки, и, если не купить, то хотя бы изготовить их. Для этого необходимо вникнуть в суть автоматических тормозов и уметь грамотно оценить достоинства и недостатки тех или иных конструкций. Тем более, что все они не лишены положительных и отрицательных сторон и особенностей применения. А значит, существует известная перспектива конструирования новых их видов.

   Очевидно, что в ближайшем будущем число конструктивных вариантов амортизаторов для обеспечения автоматической страховки еще более возрастет.

Яндекс.Метрика


Copyright © 2018. Administrator

Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только с согласия администратора