Зажимы коромысловые

   Если посмотреть на альпинистское снаряжение, предлагаемое фирмами-производителями, бросается в глаза повсеместное увлечение коромысловыми зажимами "Капелька" российского альпиниста Горенчука (Рис.42)

коромысловый зажим "Капелька"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Рисунок 42. Принцип действия коромысловых зажимов

   Конечно, сегодня названия этих зажимов встречаются самые разные и исполнение порой прекрасно.

Зажим коромысловый КапелькаЗажим коромысловый Капелька

   Рисунки 43-44. Зажимы коромысловые:

   слева  - итальянский "Lift" фирмы "CAMP"

   справа французский "Viper-АС400" фирмы "Protecta International"

   Существуют разнообразные модификации прижимных элементов и формы корпуса.

зажим "Rocker" фирмы "Troll"зажим фирмы "Урал-Альп"

   Рисунки 45-46. Зажимы коромысловые

   слева - американский "Rocker" фирмы "Troll"

   справа - российский  10.31 (Ti) фирмы "Урал-Альп"

   Трудно сказать, является ли способность к проскальзыванию полезной, если говорить о зажимах. Все зависит от ситуации, в которой она проявится. Например, трудно представить себе полиспаст для подъема сколько-нибудь серьезного груза с применением таких зажимов в качестве тяговых или стопора.

Сторонники универсальности снаряжения стремятся таким образом выиграть в конечном числе и весе “железок”, которые приходится брать с собой на маршрут. Но закон неумолим - выигрывая в одном, неизбежно проигрываешь в другом. Видимо, истина, как всегда, лежит где-то между крайними решениями.

Очевидно одно - если какое-либо снаряжение может обеспечить более высокую степень безопасности, то им не следует пренебрегать. Средства автоматической страховки относятся именно к такому снаряжению.

   Проблема заключается в том, можно ли рассчитывать на зажимы, как на некие амортизаторы в случае срыва?

   На первый взгляд напрашивается положительный ответ, так как проскальзывание зажима при превышении некоторой пороговой нагрузки должно уберечь нас, а для этого, прежде всего, всю страховочную цепь от разрушения.

   Однако при ближайшем рассмотрении процесса проскальзывания зажима есть над чем задуматься. И вот над чем.

   Во что превращается энергия нашего падения, остановленного зажимом, установленным на страховочную веревку?

   При малом срыве, когда нагрузка достаточно мала, чтобы привести зажим к проскальзыванию, вся энергия падения затрачивается на деформацию элементов страховочной цепи.

   При превышении нагрузкой ее порогового для зажима значения, зажим начинает проскальзывать вдоль веревки. Пока происходит проскальзывание, энергия падения гасится только за счет трения зажима о веревку, то есть практически вся переходит в тепловую энергию - разогревая как веревку, так и сам зажим.

   Каждый, кто спускался по веревке, чувствовал, до какой степени может нагреться спусковое устройство даже при небольших скоростях спуска - а ведь при этом физика процесса та же: потенциальная энергия по мере спуска в конечном итоге переходит в тепловую за счет трения веревки о ФСУ.

   Подавляющее большинство зажимов имеют очень малую площадь контакта с веревкой вместе прижима. Это означает, что если в процессе проскальзывания нагреву из-за трения подвергаются все новые участки веревки, то место разогрева зажима постоянно и при этом весьма мало.

   Способность зажима отводить тепло вовне зависит от его материала и конструкции, но следует считать их очень ограниченными. И чем меньше масса зажима - за уменьшение которой сражаются конструкторы в борьбе с весом снаряжения, тем меньше его тепловая масса и хуже способность отводить тепло за счет контакта с воздухом, который, как известно, является почти идеальным теплоизолятором. Уповать на увеличение теплоотдачи за счет движения не имеет смысла, так как путь торможения достаточно мал, чтобы этому способствовать.

   Вывод очевиден. По мере проскальзывания температура зажима в зоне контакта с веревкой стремительно возрастает. Полиамидное же волокно имеет очень низкую температуру плавления. И если в процессе проскальзывания веревка не успевает получить серьезные повреждения, так как в зону горячего контакта все время поступают ее участки нормальной температуры, то в момент остановки - а он неизбежен! - вся аккумулированная зажимом тепловая энергия обрушивается на маленькую площадь веревки.

   Результат - оплавление оплетки, и это в лучшем случае. В худшем - зажим перережет рапель подобно паяльнику, ведь к нему продолжает быть приложено сжимающее усилие, сдавливающее веревку между прижимающими элементами конструкции!

Яндекс.Метрика


Copyright © 2018. Administrator

Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только с согласия администратора