ФРИКЦИОННЫЕ АМОРТИЗАТОРЫ

   Благодаря своим преимуществам, фрикционные амортизаторы пользуются наибольшим вниманием со стороны конструкторов вертикального снаряжения. Поэтому мы имеем возможность познакомиться с достаточно большим количеством предлагаемых конструкций.

   Пластина Кашевника

   Амортизатор создан в 1976 г. известным альпинистом и конструктором многих видов специального снаряжения санкт-петербуржцем Б. Л. Кашевником и в 1981 году защищен авторским свидетельством СССР №795544 под названием “Тормозное приспособление для альпинистской веревки (Рис.10).

Пластина Кашевника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Рисунок 10.   Пластина-амортизатор Кашевника

   Устройство состоит из двух фигурных металлических пластин с винтовым регулятором. Основная пластина (1) имеет входные (2) и выходные овальные (3) отверстия для веревки (4) и прорезь (5) для крепления к ремню подвесной системы (10).

   К основной пластине с помощью страховочной веревки крепится выпуклая пластина-накладка (7) с входным (8) и выходным овальным (9) отверстиями для веревки. Расстояние между основной пластиной и накладкой, а, следовательно, величина силы торможения, изменяется с помощью двух регулировочных винтов (6), расположенных на накладке.

   Через отверстия амортизатора пропускается страховочная веревка с запасом на протравливание (11), концом закрепленная к подвесной системе.

   Пряжка Кашевника

   Другая разновидность амортизатора выполнена Кашевником в виде замыкающей грудной пояс пряжки (Рис.11).

Пряжка Кашевника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Рисунок 11. Пряжка-амортизатор Кашевника 

   А - схема расположения амортизатора на обвязках;

   Б - расположение пряжки и накладки до рывка;

   В - расположение пряжки и накладки после рывка.

   Энергия падения компенсируется трением веревки для протравливания в отверстиях амортизатора: а сила трения увеличивается за счет дополнительного прижима веревки между корпусом и накладкой в зоне (9).

   Амортизатор состоит из корпуса-пряжки (3), установленной на грудной обвязке (2), замыкаемой блокирующим карабином (1). Для перераспределения нагрузки между грудной обвязкой и беседкой корпус пряжки соединяется с беседкой (6) петлей (8).  Запас веревки для протравливания (5) пропускается через отверстия в корпусе и накладке (7), оставляя над амортизатором петлю (4) для присоединения к страховочной веревке или зажиму.

   В обеих модификациях амортизатора запас веревки укладывается в кассету (тканевый или кожаный чехол), укрепляемый на поясе, либо находится под клапаном рюкзака.

   Конструктивно заданный порог срабатывания равен 300 кГ (надо полагать, при определенном диаметре веревки).

   Тормозное устройство Новиковой и Панасюка

   Созданный в 1982 году советскими конструкторами Н. Т. Новиковой и В. М. Панасюком амортизатор выполнен в виде пряжки грудного пояса, защищен авторским свидетельством SU №1049007 и в принципе аналогичен только что описанному устройству Кашевника (Рис.12).

устройство Новиковой и Панасюка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Рисунок 12. Пряжка-амортизатор Новиковой-Панасюка

   Разница в том, что веревку можно вставить в амортизатор в любой ее части без протаскивания веревки через зажимные пазы. Имеет возможность некоторой регулировки пороговой нагрузки за счет замыкания карабином отверстий наружной и внутренней частей корпуса пряжки в трех разных комбинациях.

   Точное значение пороговой нагрузки, заданное авторами, нам неизвестно. Если предположить, что оно равно 300 кГ, то характеристики устройства не будут сколько-нибудь существенно отличаться от предыдущего.

pryazhka-amortizator

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Рисунок 13. Установка пряжек-амортизаторов на обвязках

   Амортизаторы, выполненные в виде конструктивного дополнения к другим видам снаряжения, например, пряжки подвесных систем, могут быть удобны, если пользователь применяет вполне определенный комплект снаряжения для узко направленных задач.

   Однако представляется более полезным иметь амортизатор как обособленный вид снаряжения с тем, чтобы расширить диапазон его применения и иметь возможность менять подвесные системы в зависимости от предстоящих задач.

Видимо, поэтому большинство авторов конструировали свои амортизаторы в виде отдельных устройств, присоединяемых к обвязкам или иным точкам подвески при помощи карабинов или другими способами.

   Ленточный амортизатор Штихта

   Производился известной фирмой по производству горного снаряжения "Салева" под названием” Salewa-Fallenergie-Dampfer Modell Sticht” Демпфер энергии падения Штихта. Представляет собой пластину с прорезями для пропущенной нейлоновой ленты (Рис.14).

амортизатор Штихта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Рисунок 14. Ленточный амортизатор Штихта

    (Saleva-Fallenergie-Dampfer)

    1 - петля ленты к веревке или зажиму;

    2 - запас ленты для протравливания;

    3 - амортизатор.

   Амортизатор представляет немногочисленный класс устройств, использующих для протравливания плоскую синтетическую ленту.

   Размеры амортизатора 80 х 30 мм, вес 90 Г. Порог срабатывания - 400 кГ. Лента имеет ширину 25 мм. Запас ленты для протравливания весьма незначителен - 0,5 м, что ограничивает суммарную энергоемкость амортизатора.

   Конструктивно амортизатор Штихта очень прост, имеет несколько модификаций по количеству и расположению прорезей в пластине амортизатора, через которые пропускается лента. Регулировка величины порога срабатывания может производиться разве что пропусканием ленты через большее или меньшее число прорезей. Известен аналогичный амортизатор производства итальянской фирмы "Конг".

   Применение синтетической ленты вместо веревки для протравливания очень заманчиво. Прежде всего, потому, что лента при тех же прочностных показателях позволяет более компактную укладку в кассету и занимает меньший объем. Однако использование ленты имеет скрытые опасности, не очевидные на первый взгляд. Малейшее скручивание ленты на входе в прорезь или отверстие амортизатора приводит к ее заклиниванию с выходом амортизатора из строя. Очень опасен надрыв ленты по краю, который может произойти по разным причинам, но приводит всегда к одинаковому результату - вслед за надрывом лента разрушается при нагрузках гораздо меньших, чем общая прочность ленты при нормально приложенных усилиях. Причиной тому поочередное нагружение волокон ленты в зоне надрыва.

Яндекс.Метрика


Copyright © 2018. Administrator

Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только с согласия администратора