ФРИКЦИОННО-РАЗРЫВНЫЕ АМОРТИЗАТОРЫ

   Амортизатор Саратовкина

   Изобретен в 1978 году в Новосибирске альпинистом В. Саратовкиным. Описан в Л-1,2,7.

Amortizator-Saratovkina

   Рисунок 9. Амортизатор Саратовкина

             7 - первая связанная петля; 

             8 - направление вязки последующих петель.

   Амортизатор состоит из части динамической веревки (1) длиной 4,0-4,5 м, собранной в пропущенные друг через друга петли (2) методом “бесконечная петля” (Рис.9). В местах перекрещивания веревочные петли попарно связываются шнурком или лентой (3) заданной прочности. Шнурки завязываются прямым узлом и обрезаются при длине свободных концов 8-12 мм, а концы капроновых, кроме того, оплавляются. Амортизатор укладывается в чехол (4) из капрона или другой прочной ткани. Конец веревки оформляется узлом (5), который присоединяется к страховочному поясу (6).

   Главное притягательное для умельцев-самодельщиков свойство амортизатора доступность изготовления.

   При изготовлении амортизатора необходимо неукоснительно выполнять следующие требования:

- выдерживать постоянный рисунок петель и одинаково связывать их между собой;

- использовать для связывания только рекомендованные разработчиками материалы (Л-2);

- не делать контрольных узлов на концах связок и не оставлять концов шнура длиннее рекомендованных (Л-2).

   Разработчиками предложено две модификации амортизатора: "А-60" и “А-250”.

“А-60” предназначен для участников горных походов для страховки на склонах средней крутизны, рассчитан на пороговую нагрузку 60-70 кГ и состоит из 20-ти веревочных петель, которые связываются шнурком с разрывным усилием 8-10 кГ (определяется безменом) из медицинского бинта шириной 5 см или пряди хлопчатобумажных ниток № 10; 12; 20. Перед завязыванием шнурок увлажняется, что должно обеспечить равномерное натяжение нитей.

   Модификация "А-250" предназначена для альпинистов при работе на крутых и отвесных скальных и ледовых склонах. Количество петель и длина веревки такие же, но связываются они между собой капроновым шнуром с разрывным усилием 60-80 кГ (рвется под весом человека). Таким образом пороговая нагрузка увеличивается до 250 кГ. Хлопчатобумажные шнуры применять нельзя из-за большого их диаметра: при попадании обрывков такого шнура в нераспустившиеся петли, работа амортизатора может нарушиться.

   При соответствующем навыке на сборку амортизатора уходит не более 15-20 минут. Амортизатор имеет большую доступность и легкость в изготовлении и, благодаря рекламе, приобрел популярность. Тем не менее, мало кто представляет себе истинные процессы, протекающие при его срабатывании. Более близкое знакомство с ними несколько убавляет оптимизм, возникающий в связи с доступностью изготовления этой конструкции.

Если не считать амортизатора ПП-4, амортизатор Саратовкина является единственным представителем своего класса в представляемой коллекции.

   Следует сказать о самостраховочных усах типа "ENER-GICA" и "SPELEGICA", выпускавшиеся фирмой Петцля. В их конструкции применен принцип амортизатора ПП-4 - то есть разрушение вшивок центральным карабином или мэйлон рапидом при превышении пороговой нагрузки. Вот только величина порога срабатывания этого "амортизатора» совершенно недопустима для амортизаторов, так как равен 1200 кГ! Поэтому я не рассматриваю эти усы в рамках работы об амортизаторах.

Яндекс.Метрика


Copyright © 2018. Administrator

Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только с согласия администратора