Амортизатор Шаповалова

   Видимо не только у нас возникали вопросы к только что рассмотренной конструкции, потому что один из ее авторов: Л. Т. Шаповалов, внес в нее ряд изменений, получив в 1971 году очередное авторское свидетельство СССР № 300196 на “Предохранительный блок для верхолазов” (Рис. 31). Интересно, что заявка была подана еще в 1957 году, то есть еще до заявки на предыдущую конструкцию, а свидетельство получено позже.

amortizator-shapovalova

   Рис.31   Амортизатор Шаповалова

   Блок состоит из корпуса (1), свободно сидящего на оси барабана (2), храпового колеса (3) с фрикционной лентой (4). На барабане закреплены оси (5) подпружиненных собачек (6). Фрикционная лента регулируется винтом (7) и находится в постоянном натяжении за счет подпружиненного рычага (8). На барабан намотан трос (9) закрепленный аналогичным предыдущим вариантам способом к блоку и подвесной системе страхуемого.

   Принцип срабатывания амортизатора все тот же - при быстром вращении барабана под действием центробежных сил подпружиненные собачки раздвигаются и входят в зацепление с храповым колесом. Колесо, с трением проворачиваясь в кольце фрикционной ленты, амортизирует энергию падения и в конце концов стопорит барабан, останавливая падение страхуемого.

   Именно наличие фрикционного элемента позволяет отнести это устройство в разряд амортизаторов.

 

 

   Амортизатор “СГФ”

   Амортизатор заявлен в 1978 году группой авторов: Г. Л. Сапожинский, Н. П. Горюнова, В. Д. Фридман, под названием “Предохранительное устройство для верхолазов” и для определенности обозначен мною аббревиатурой из фамилий создателей - “СГФ” (Рис. 32). Отмечен авторским свидетельством СССР № 776623.

Amortizator-SGF

   Рис.32   Амортизатор “СГФ”

   В основе его лежит все также дисково-барабанная конструкция. Устройство состоит из закрытого корпуса (1) с размещенным в нем на оси (2) барабаном (3), на котором намотан канат (4). Авторы предполагают крепление устройства непосредственно к подвесной системе верхолаза при помощи карабина (5). Обратная намотка каната обеспечивается все той же ленточной пружиной (6). В стенках барабана имеются вырезы в форме сегмента, в которых размещены клинообразные сегменты (7), удерживаемые в стенках барабана прижимными пружинами (8). Натяжение пружин регулируется парой винт-гайка (9).

   В случае падения барабан начинает ускоренно вращаться. При определенной скорости вращения, воздействующие на клинообразные сегменты центробежные силы превышают притягивающую силу пружин, и сегменты прижимаются к стенкам корпуса. При этом возникает определенная сила трения между сегментами и корпусом, которая усиливается прижимающим воздействием вырезов барабана. В результате энергия падения амортизируется силой трения, и падение тормозится до полной остановки страхуемого.

   По описанию судить о размере тормозного пути, характере торможения и возникающих при этом перегрузках сложно. Этим ограничимся.

   Дисково-барабанные амортизаторы в их существующем виде мало пригодны для обеспечения безопасности вертикальщиков и разрабатывались для нужд промышленности. Хотя и в этом отношении амортизаторы, предназначенные для использования в горах, кажутся гораздо более привлекательными.

   Я не претендую на всеобъемлющее описание всех существующих автоматических тормозов, тем более, что конструкторская мысль не стоит на месте.

   Тем не менее, описанные конструкции отражают все известные нам классы подобных устройств и могут послужить толчком для возникновения новых, более совершенных, амортизаторов.

Яндекс.Метрика


Copyright © 2018. Administrator

Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только с согласия администратора