Амортизаторы

   Разработке средств и методов автоматической страховки в настоящее время уделяется все большее внимание, о чем говорит появление целого ряда конструкций автоматических тормозов.

   По принципу действия можно выделить три основных типа амортизаторов.

 

   Амортизаторы с разрушаемыми элементами

   К амортизаторам с разрушаемыми элементами относятся разработанные для нужд промышленности и туризма текстильные амортизирующие устройства в виде сложенных вдвое и многократно прошитых полиамидных ремней. Энергия падения в таких устройствах поглощается (амортизируется), главным образом, за счет разрушения нитей сшивки по всей длине амортизатора. После срабатывания амортизатор данного типа подлежит замене, поскольку в полевых условиях невозможно восстановить машинный шов.

   Вторым недостатком разрывных амортизаторов является конструктивно заданная энергоемкость. Иными словами, амортизатор обеспечивает демпфирование энергии только при падении с определенной, строго заданной высоты и не подлежит никакой регулировке.

   Значительным недостатком можно считать существенное нерегулируемое увеличение глубины падения за счет удлинения амортизатора при срабатывании. Поглощение энергии за счет трения минимально.

 

   Фрикционно-разрывные амортизаторы

   Фрикционно-разрывные амортизаторы поглощает энергию падения одновременно за счет деформации и последующего разрушения определенных конструктивных элементов самого амортизатора, а также за счет трения некоторых его конструктивных элементов - например, разрушающего сшивки стального кольца, или трения самой о себя особым способом уложенной веревки. К такому виду, в принципе, можно отнести одно время широко пропагандируемый амортизатор Саратовкина (Л-1, Л-2, Л-7).

   Подобный амортизатор гасит энергию падения за счет трех факторов:

- вследствие деформации и разрушения связующих веревочную косичку ленточек;

- за счет растяжения составляющей амортизатор веревки; 

-  и, гораздо в меньшей степени, за счет трения витков веревки друг о друга.

   Таким образом, фрикционно-разрывные амортизаторы рассматриваемого типа обладают большинством недостатков амортизаторов с разрушаемыми элементами: точно также имеют строго заданные усилие срабатывания и высоту возможного падения. Оперативная регулировка по этим двум параметрам практически невозможна.

   Единственным положительным свойством некоторых из них является возможность (хоть и весьма трудоемкая) восстановить работоспособность амортизатора непосредственно на маршруте, восстановив оплетку веревки и связующие элементы.

 

   Фрикционные амортизаторы

   Это наиболее эффективный тип конструкций амортизаторов. Поглощение энергии падающего тела такими амортизаторами происходит за счет работы силы трения заранее заданной величины, возникающей между амортизатором и веревкой, на пути ее протравливания.

   Фрикционные амортизаторы этой группы имеют минимальный тормозной путь при заданном усилии торможения. За счет регулирования запаса веревки для протравливания и заданного усилия торможения лучшие образцы фрикционных амортизаторов позволяют оперативную регулировку допустимой глубины падения при безопасных нагрузках в страховочной цепи.

 

   Дисковые амортизаторы

   Рядом авторских свидетельств отмечены изобретения амортизаторов, действие которых принципиально отличается от уже перечисленных. В общем случае они представляют собой металлический шкив-барабан (диск) с намотанной на него запасом веревки, ленты или стального троса для протравливания. В случае срыва с последующим падением шкив-барабан начинает быстро вращаться под действием разматывающейся с него веревки. При этом за счет возникающей центробежной или иной силы приводятся в действие тормозящие элементы (собачки храпового механизма, клинообразные сегменты, пальцевидные упоры, тормозные диски и т.п.), которые взаимодействуя с корпусом амортизатора стопорят дальнейшее вращение барабана и останавливают падение.   

   Главными недостатками дисковых амортизаторов можно считать их значительные габариты и вес, ограниченность длины веревки или троса для протравливания емкостью барабана (не более 1-1,5 м) и отсутствие возможности оперативной регулировки в процессе работы.

 

Амортизирующие способности прочего снаряжения

   Амортизирующим эффектом могут обладать не только специальные тормоза, но и приспособления, конструктивно предназначенные для применения, прежде всего, в других целях.

   К таким устройствам относят зажим “Шант” фирмы “Петцль”, двусторонний зажим "Рыбка" Кашевника и некоторые другие зажимы, допускающие проскальзывание вдоль веревки при нагрузке, превышающей некоторое, определенное для данной конструкции, значение.  

   Амортизирующим является и эффект "П" парашютирования" фрикционных устройств для спуска по веревке (ФСУ) из-за наличия некоторого минимального конструктивного трения, вызываемого изгибом вставленной в устройство веревки.

   Многие вертикальщики пережили неприятные моменты падения в результате потери контроля за входящей в ФСУ веревкой по какой-либо случайности выпустив ее из регулирующей спуск руки. Такое падение происходит вдоль линейной опоры, веревка протравливается через спусковое устройство с некоторым усилием, величина которого зависит от конструкции ФСУ, то есть возникает эффект, названный в обиходе “парашютированием”. В результате падение несколько притормаживается, но в большинстве случаев, к сожалению, не на столько, чтобы предотвратить угрозу серьезных травм от удара о рельеф в конце падения.

   Гораздо более серьезным является амортизирующий эффект спусковых устройств с возможностью задания некоторого начального трения, таких как "Thumbscrew", "Troll Alp” и других.

   Однако, наличие амортизирующего эффекта у устройств иного предназначения может играть как положительную, так и отрицательную роль в процессе работы с ними, поэтому сейчас стоит говорить только о специальных амортизаторах, по своему целевому назначению предназначенных для погашения энергии падающего тела.

Яндекс.Метрика


Copyright © 2018. Administrator

Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только с согласия администратора