Применение авиации для тушения пожаров

   Для тушения пожара на вертолете установлен мягкий бак для воды емкостью 5 тыс. литров, бак пенообразователя на 250 литров, лафетная установка с пожарным стволом, поворотные штанги, 4 насоса для подачи воды, напорные рукава на 240 метров с ручными стволами и переносные огнетушители 10 шт. Вертолет Ми-6 ПЖ имел два бортовых устройства с лебедками ЛПГ-2 грузоподъемностью 150 кг.
   Для тушения пожара вертолет Ми-6 ПЖ можно было применять двумя способами: в режиме висения, посадка на земную поверхность.
   В режиме висения с вертолета можно было произвести сброс воды: через сливную горловину, время сброса - 5 тыс. литров воды составляло 3-4 секунды; через ствол лафета, время сброса при работе двух насосов составляло 2 мин 30 секунд, при работе четырех насосов - 1 мин 15 секунд.
   Посадка вертолета на земную поверхность позволяла пожарному расчету, состоявшему из 5 человек, развернуть две напорные рукавные линии длиной по 120 метров. Тушение пожара на объектах авиационной техники производить из ручных стволов.
   Вертолет мог осуществлять заправку мягкого бака водой в режиме висения с высоты порядка 10 метров. Время полной заправки составляло 1 мин 20 секунд.
   Доставка в район пожара пожарных десантников вертолетом Ми-6 ПЖ и их десантирование осуществлялось в режиме висения с применением лесопожарных спусковых устройств роликового типа (СУ-Р).
   Лесопожарное устройство было разработано по заказу центральной базы авиационной охраны лесов Министерства лесного хозяйства РСФСР. СУ-Р предназначалось для спуска пожарных десантников и грузов с вертолетов Ми-8, К-26, Ми-6, Ми-17 в режиме висения к местам лесных пожаров. В дальнейшем СУ-Р нашло применение в авиации Министерства обороны и в авиации МЧС России.
   В состав комплекта СУ-Р входят: 4 тормозных блока с подвеской, шнур для спуска длиною 50 метров, 3 подвесные системы и сумка для переноски и хранения. Спусковое устройство позволяет осуществлять спуски спасателей и грузов в режиме висения с высот не более 45 метров. Разрушающая нагрузка шнура не менее 900 кгс. Масса спускаемого десантника (спасателя) или груза не более 100 кг. Начальная скорость спуска может быть в пределах 0,5 - 1 м/с, а наибольшая - 3 м/с. Укладка шнура для спуска производится в самораспускающуюся бухту диаметром 0,7-0,8 м скользящей петлей, которая при сбрасывании с вертолета должна легко распуститься. Шнур укладывается в канавки роликов тормозного блока в зависимости от массы десантника или груза. Спасатель должен знать, что начальная скорость спуска по шнуру имеет величину в пределах 0,5-1 м/с. По мере дальнейшего продвижения по шнуру увеличивается до скорости 3 м/с, которая выдерживается непосредственно самим спасателем путем натяжения свободного конца шнура ниже тормозного блока правой рукой (рис.6). Перед приземлением натяжение шнура необходимо увеличить и этим уменьшить скорость до 0,2-0,5 м/с или до полной остановки.
   Перед приземлением спасатель должен присесть, тем самым создавая необходимую слабину шнура, что позволяет отцепить карабин подвески от тормозного блока.
   Спуски десантников (спасателей, пожарных) с вертолета Ми-8 можно выполнять с двух точек - входную дверь и через люк, расположенный в полу грузовой кабины, если над люком смонтирована серьга для присоединения карабина шнура спускового устройства.
   С вертолета К-26 спуск выполняется через люк в полу грузовой кабины, закрывающейся складной крышкой. Спуски десантников с использованием СУ-Р с вертолета Ми-17 можно осуществлять одновременно из трех точек - через проем входной двери, треугольный люк в грузовых створках и через люк внешней подвески. Это позволяет доставить в район лесных пожаров 7 расчетов спасателей, т.е. 21 человек.
   Спуски десантников и грузов должны производиться на поляны или прогалины между деревьями размером не менее 5 х 5 м.
   Вертолет Ми-6 ПЖ не мог решать многоцелевые задачи, поэтому создание парка этих машин было экономически невыгодно. Расширение вертолетного парка и появление "рабочих лошадок" - Ми-8 МТ, Ми-8 МТВ, Ми-17, Ка-32Т, Ми-26Т, которые могут наносить в режиме висения точечные водяные удары по очагам огненной стихии.
   Для нанесения точечных сбросов воды применяются водосливные устройства (ВСУ).
   Водосливное устройство обеспечивает забор воды из открытых водоемов глубиной не менее 1,5 метра, транспортировку ее в район очага пожара, а также доставку воды в район пожара с отцепкой емкости на земле в режиме висения вертолета или после его посадки. Управление сбросом воды производится с борта вертолета. Транспортировка ВСУ производится на внешней подвеске вертолета.
   Водосливное устройство вертолета Ми-17 обеспечивает забор воды в режиме висения объемом 3,5 кубометров, при этом время забора составляет 18-20 секунд, а время слива (сброса) - 12-14 секунд.
   Вертолет Ка-32С с ВСУ применялся для тушения пожара на пруде-накопителе отработанных нефтепродуктов АО "Лукойл" г.Волгограда и на Московском шинном заводе.
   В последнее время авиация МЧС России активно применяются водосливные устройство ВСУ-5 или ВСУ-15 емкостью 5 и 15 кубометров на вертолетах Ми-8 и Ми-26 соответственно. Вертолеты Ми-26 с ВСУ-15 применялись для тушения лесных пожаров в начале августа 2002 года в Московской области. Необходимо заметить, что ВСУ-15 по своим характеристикам и техническому исполнению значительно превосходит зарубежные аналоги.
   Наличие вертолетного парка не могло полностью решить проблему пожаротушения. Применение самолетов для тушения площадных пожаров значительно расширяет возможности авиационной технологии. В КБ Ильюшина был разработан и создан выливной авиационный прибор для тушения площадных пожаров.

Яндекс.Метрика


Copyright © 2018. Administrator

Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только с согласия администратора